В последнее время все чаще обсуждается проблема адекватности содержания университетского образования требованиям работодателей. Сходные проблемы возникают и стали предметом постоянных дискуссий и за рубежом, в частности, в странах Евросоюза. На наш взгляд, причина этому — укороченный до предела производственный цикл в сфере "высоких технологий", т.н. "time to market" уже стремится к считанным месяцам, а то и «готовый продукт должен быть выпущен уже вчера». Работодатель, особенно в небольших компаниях, не хочет в таких условиях давать время выпускнику на адаптацию к решаемым задачам. Заметим, что всего 10–15 лет назад было в порядке вещей, что молодой специалист два–три года только набирается опыта в т.ч. и с помощью старших коллег. Сейчас же в большинстве "Hi–Tech" компаний совсем другой климат… Конечно, для решения вышеозначенной проблемы нужно адаптировать учебные планы к требованиям работодателей, но, помимо набора компетенций не менее актуальны изменение отношения к работе, воспитание ответственности. Именно последнее побудит работника вместо "я не знаю/не умею" сказать "я понимаю задачу и буду искать решение". Управление компьютерными ресурсами На факультете компьютерных наук, почти в самом начале его основания, создано отдельное подразделение работниками которого являются студенты и в задачи которого входит управление всеми компьютерными ресурсами факультета. Называется подразделение — лаборатория сетевых технологий. Студенты здесь обычно работают около двух семестров, т.е. один год и принимаются на работу по результатам испытательного срока в 1–2 месяца. Заведует лабораторией один из преподавателей факультета. В задачи студентов–администраторов входит управление учебными компьютерными классами, компьютерным оборудованием трех проекционных аудиторий, кафедр и деканата, а также, администрирование серверов, под управлением операционных систем MS Windows Server 2008 R2 и GNU/Linux. На компьютерах учебных классов установлены две операционные системы: Windows XP Pro и GNU/Linux. В каждой из систем — несколько десятков прикладных программ и пакетов для проведения лабораторных занятий по дисциплинам учебного плана. Ответственность При несвоевременном исполнении обязанностей студентом–администратором может "сорваться" лабораторное или лекционное занятие, возможно именно то, на котором будет присутствовать сам администратор. При четком разделении обязанностей между студентами–администраторами, свое бездействие или некомпетентность переложить не на кого. Мера ответственности здесь ощущается студентами во всей полноте. Компетенции Компьютерное оборудование факультета и информационные сервисы на его основе отличаются от подобных в компаниях, где будут работать выпускники факультета, разве что количественно. Администрирование вузовских сетей и управление их корпоративными информационными службами во всем мире считается одним из самых сложных из–за большого разнообразия служб, наличия экспериментальных, тестовых систем и служб в сети. И на факультете компьютерных наук, где требуется поддержка сотен курсов по различным технологиям, согласование работы всего ПО, тем более, сетевых служб — задача не из простых. Ошибки и затруднения студентов–администраторов помогают выявить пробелы в знаниях, проконсультироваться с преподавателем факультета — специалистом в конкретной области и часто побудить преподавателя скорректировать учебную программу соответствующего курса. После управление такой сетью, задачи администрирования в небольших компаниях кажутся несложными. Администраторы ФКН вовлечены и в процесс легализации ПО на факультете, в т.ч. работают в рамках подписки MSDN–AA, распространяя легальное ПО среди сотрудников и студентов, что формирует правильное отношение к коммерческому ПО. Творчество Реализация какой–либо экспериментальной сетевой информационной службы требует работоспособной инфраструктуры: сетевого оборудования, линий связи, компьютеров с установленными и настроенными сетевыми ОС. Сеть факультета, казалось бы, мало подходит для разного рода экспериментов, т.к. 14 часов в день в лабораториях проводятся занятия, работают кафедры и деканат. Однако в сети ФКН реализовано много экспериментальных служб, прежде всего потому, что проекты осуществляли сами студенты–администраторы, отвечающие за бесперебойную работу учебных классов и аудиторий. Неудачи при подобных экспериментах ни один раз заставляли администраторов оставаться до позднего вечера или на выходные восстанавливать работоспособность классов к занятиям следующего дня. Тем не менее, с подобных экспериментов ведут свою историю многие решения, которые вошли уже в обиход, обычное использование: это система обновления ПО компьютеров классов, форум факультета, радио- и видео–вещание телепрограмм в факультетской сети, гостевая и корпоративная беспроводные сети, охватывающие все учебные аудитории факультета. Беспроводную сеть факультета стоит выделить особо, т.к. это видимо единственное такое решение в вузах города (работает с 2005 года, когда факультету бесплатно достались первые точки доступа D-Link DWL-900 с какой-то акции РЕТ). К корпоративной Wi–Fi имеют доступ сотрудники и студенты факультета со своих ноутбуков, КПК и смартфонов. Обычное использование: размещение и копирование учебных материалов, Интернет, доступ к домашним каталогам, дистрибутивам. В какой–то степени уже сам учебный процесс стал «завязан» на беспроводку, во время занятий все чаще студенты работают на своих ноутбуках. Гости факультета имеют ограниченный доступ к Интернет по Wi–Fi во время конференций, дней «открытых дверей», других посещений. Т.о. решение заурядной задачи управления компьютерными ресурсами на ФКН,при определенной организации, трансформировалось в подготовку студентов к профессиональной деятельности, введение в специальность. |